Поражает необычайная искренность протопопа Аввакума и его взволнованная исповедь. Да и зачем что-то скрывать или лукавить, обреченному на смерть, горемыке-протопопу. Он откровенно пишет, как прибегнул к обману во имя спасения жизнь одного гонимого человека, «замотая», - которому грозила смерть. Вспоминая о своих колебаниях и тяжких раздумьях, он повествует о том, что готов был прекратить борьбу и молить о пощаде. В «Житии», прежде всего, поражает личность героя, его мужество, необычная стойкость, стремление к справедливости и убежденность.
С традиционным агиографическим жанром Аввакум связывает немногое, хотя свое произведение он назвал «Житием». В нем в изображении человеческой души, ее стойкой непреклонности и страданий, преобладают новаторские черты. Новаторские приемы проявляются в сатирическом обличении светских и духовных властей, в описании Сибири и семейно-бытовых отношений. Аввакум беспощаден и непримирим и к своим противникам, он предельно заботлив и чуток и по отношению к своим подвижникам и к своей семье.
В «Житии» наиболее значителен образ его жены Анастасии Марковны, спутницы жизни. Вместе с мужем она безропотно отправляется в сибирскую ссылку, морально помогает мужу переносить лишения и все невзгоды, безропотно идет о вместе с мужем в сибирскую ссылку, по дороге рожает и хоронит детей, спасает их в бурю, за четыре мешка ржи отдает во время голода единственное свое сокровище-московскую однорядку, а потом, спасая детей от голодной смерти, толчет сосновую кору, копает коренья, подбирает объедки за волками, спасая детей от голодной смерти. Аввакум с грустью говорит о своих сыновьях Иване и Прокопии, под страхом смерти принявших «Никонианство», а теперь заключенных в земляную темницу.
Читайте продолжение