Старообрядческая литература

Протопоп Аввакум стремится доказать тесную связь старого обряда с самой жизнью и ее национальными основами. И тут же он доказывает, что новый обряд приводит к утрате этих основ. И то, как страстно Протопоп Аввакум защищает в своём произведении «древлее благочестие», превращает «Житие» в яркий по своей самобытности публицистический документ той эпохи. И не случайно, что свое «Житие» Протопоп начинает изложением основных положений «старой веры», которые подкрепляет ссылками на авторитетность «отцов церкви», при этом решительно заявляя, что в это протопоп Аввакум верует, сие исповедует, с сим живёт и умирает. А его собственная жизнь лишь служит примером и доказательством истинности положений выше упомянутой веры, пропагандистом которой и борцом за которую он выступает.

Однако главное своеобразие «Жития» Аввакума сосредоточено в стиле и языке. Стиль «Жития» характеризует сочетание проповеди со сказовой формой, что привело к тесному сплетению церковно-книжного языка с разговорно-просторечными элементами. В стиле жития протопопа использует Форма сказа, используемая в стиле «Жития» протопопа, представляет собой неторопливый рассказ от первого лица, обращенный к старцу Епифанию, и в то же время подразумевающий более широкую аудиторию единомышленников. Однако В. В. Виноградов отметил, что в стиле «Жития» сказовая форма тесно сочетается с проповедью, что и обусловило тесное сплетение элементов церковно-книжных языка с диалектными и даже разговорно-просторечными.