Старообрядческая литература второй половины XVII века занимает в литературе особое место. Раскол, как социально-религиозное движение, оформится окончательно только после церковного собора 1666-1667 годов. Реформы патриарха Никона представляли собой лишь внешнюю обрядовую сторону. Эта реформа привела к новому этапу подчинения церкви представителям светской власти, вызвав появление мощного антиправительственного движения старообрядчества или движения-раскола. Часть крестьянства приняла активное участие в движении. К ним присоединились сельское духовенство и родовитые бояре. Таким образом, на первых порах раскол объединил представителей различных социальных групп и классов. Идеологом старообрядчества был протопоп Аввакум, известный как талантливейший писатель второй половины XVII века. (1621-1682 года). Фанатически отстаивая свои убеждения, он за них погиб на костре. Протопоп Аввакум был своеобразным талантливым писателем. Из почти восьмидесяти принадлежащих ему сочинений, шестьдесят четыре написаны в земляном срубе Пустозерска во время пятнадцатилетнего заточения. Его перу принадлежат произведение «Житие», которое повествует о жизни автора, челобитные, послания, «Книга бесед».
Житие протопопа Аввакума
«Житие» протопопа Аввакума, написанное им самим, является лучшим творением Аввакума, созданным в 1672-1673 годах. Это произведение стало первым в истории русской литературы произведением автобиографического жанра, и именно с него в литературе наблюдается появление тенденции к реализму, которые нашли своё отражение в пейзажных описаниях, в бытовых сценах «Жития», в диалогах героев и в языке произведения с его диалектизмами и просторечиями.
Тема личной жизни Аввакума является центральной темой «Жития», неотделимой от борьбы против Никоновых новшеств и за «древлее благочестие». Она переплетается с темой обличения «шиша антихристова» Никона, утверждавшим веру “кнутом и виселицами” вместе со своими приспешниками, а так же описания произвола и жестокости «начальников» (воевод). На страницах «жития» образ незаурядного русского человека, мужественного, бескомпромиссного и необычайно стойкого, встает во весь свой гигантский рост. Характер Аввакума в «житии» раскрывается в плане его общественных связей и семейно-бытовом плане.
Аввакум проявляет себя и в отношениях к “робяткам” и верной спутнице жизни, преданной и стойкой Анастасии Марковне, и в отношении к патриарху, царю, и простому народу, к своим единомышленникам, соратникам по борьбе.
Читайте продолжение