«Завязка» в процессе развития сюжета поэтического произведения является начальной стадией. В «Завязке» создаются (т.е.«завязываются») конфликты, которые в процессе дальнейшего развития действий будут углубляться, вплоть до развязки, где эти конфликты разрешаются. Например: «Завязка» «Гамлета» - это встреча героя с тенью, после чего следует принятое Гамлетом решение отомстить королю за убийство своего отца.
Виды «Завязок» могут быть весьма разнообразными.
При логически чёткой диспозиции поэтического произведения «Завязка» следует сразу же за экспозицией действующих лиц. Это хорошо просматривается в новеллах итальянского Ренессанса, в классических трагедиях.
Бывает, что «Завязка» идет впереди экспозиции. Например, динамическая «Завязка» З. «Анны Карениной» Л. Толстого. Детективные романы и романы ужасов отличаются аналитическим построением сюжета. В них причина открывается читателю только после следствия, порожденного ею (Конэн Дойль «Собака Баскервилей»). Иногда развязка одного эпизода включает в себя «Завязку» нового эпизода. Примером могут служить приключенческие романы «Рокамболя» Понсона дю Террайля.
Писатель выбирает тот или иной тип «Завязки» по принципу использования стилевой и жанровой системы, которые он использует для оформления своего произведения. Учитывая, что жанр и стиль в той или иной степени детерминированы психоидеологией определённой классовой группировки, композиционный прием «Завязки» становится социально обусловленным. «Завязки» рыцарского романа, например, как впрочем, и весь жанр этого направления, по существу и по форме выражают психоидеологию аристократии.
«Завязки» буржуазного романа, отличавшие эпоху расцвета торгового капитала от других эпох, использовали тематику пиратских набегов, морских путешествий, кораблекрушений у необитаемых островов, которые незадачливый герой впоследствии превращает в цветущую колонию.
Все выше описанные примеры подтверждают, что «Завязка» в структуре лит-ого жанра и в системе поэтического стиля несет в себе определенные функции, чётко соответствуя их социальной направленности.