Видения – таинственный жанр в литературе

Видение это религиозно-дидактический жанр средневековой словесности. Видение представляет собой рассказ о человеке, который после смерти оказывался в загробном мире, а затем, чудесным образом вернувшись к жизни, открывал окружающим увиденное им. Главное место в видении занимает не изображение судьбы героя, а картина иного мира, где подробно рисуются мучения грешников в аду и муки чистилища.

В отдельный жанр загробное видение оформилось к 8 веку, хотя рассказы о посещении запредельного мира встречаются уже в античной литературе и в памятниках раннесредневековой латинской словесности («Диалогах», 6 век, Григория Великого; «Хронике», 591, Григория Турского).

На формирование видения в Западной Европе оказали влияние и бытовавшие в устной традиции предания, в частности, кельтские саги о чудесных плаваниях и видениях другого, прекрасного мира.

Во времена Карла Великого видения часто приобретали «политическую» окраску и были средством воздействия на правителей (устрашая их посмертными мучениями).

Наиболее выдающимися произведениями в жанре является «Божественная комедия» Данте, «Видения о Петре Пахаре» (1362) У. Ленгленда. Жанр видение был весьма популярен в средневековой литературе.

Форма древнерусского видения складывается под влиянием Ветхого Завета. Сюжет излагается от имени лица, которому оно открывалось в сновидении или галлюцинации. Видения встречаются в самых ранних переводных и оригинальных славяно-русских памятниках (видения монаха Дамиана из Жития Феодосия Печерского, конец 11 века). Специфический образ — тайнозритель или визионер, т.е. рассказчик, удостоившийся «откровения». От его имени излагается сюжет видения, поэтому часто оно строятся на приеме сказа. Обычно тайнозритель — человек известный, благочестивый и авторитетный.

Структура видения отличается относительным постоянством:

моление визионера, после которого он впадает в «тонок сон»;

появление высших сил, сообщающих «откровение»;

испуг тайнозрителя;

истолкование смысла «откровения»;

приказание рассказать людям о виденном.

Видение могло существовать самостоятельно и в качестве вставного повествования. В последнем случае видение чаще всего раскрывает идейный смысл произведения, например, основная мысль «Повести о Новгородском белом клобуке» — о преемственности Рима Новгородом — изложена в видении, изначально входившие в состав произведения, в дальнейшем могли восприниматься отдельно от него («Слово о видении Иоасафа» из «Повести о Варлааме и Иоасафе», «Видение Григория о хождении Феодоры по мукам» из «Жития Василия Нового»).

Формы видения используются и в литературе 18-20 вв. как литературный прием: «Видение мурзы» (1783-84) Г.Державина, «Видение плачущего над Москвой Россиянина 1812 года октября 28 дня» В.Капниста, видения в исторической драме А.Н.Островского «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» (1862), «Симфонии» (1902-08) А.Белого, пародийное видение отца Фёдора из романа «Двенадцать стульев» (1928) И.Ильфа и Е.Петрова.