«Воскресное утро» Уоллеса Стивенса - это возвышенная поэтическая медитация, почти философский дискурс, коренящийся в нескольких основных вопросах: что происходит с нами, когда мы умираем? Можем ли мы серьезно верить в загробную жизнь? Если мы не можем, какой комфорт мы можем получить в единственной жизни, которую мы получаем? Поскольку началась Первая мировая война и Стивенс приблизился к среднему возрасту, он затронул эти темы со спокойной необходимостью. Это был великий полет модернистской легенды.
«Воскресное утро»
Хотя «Воскресное утро» считается прорывным произведением Стивенса, оно не было опубликовано, пока ему не исполнилось 36 лет. Оно дебютировало в журнале «Поэзия» в течение года, которое принесло несколько других модернистских вех. «Воскресное утро» вводит новшества в более мягком и утонченном виде. Название помещает стихотворение в воскресенье утром, предполагая, что эта женщина пренебрегает нормами своей эпохи, пропуская церковь. «Воскресное утро» начинает выглядеть структурно и тематически обоснованным. Здесь работает звучный пентаметр и пышная романтическая дикция: девы, шелковые плетения, запахи сливы. Его атмосфера творческого воображения напоминает фантазии и «видение» стихов Джона Китса, Сэмюэля Тейлора Колриджа и Уильяма Блейка. Даже его неприятие религии напоминает о мирском натурализме романтиков. Во многом этот натурализм - светская духовность.
Философские вопросы Стивенса
«Воскресное утро» настолько отмечено акцентами и позициями романтизма, что может показаться 200-летним, а не 100-летним. Тем не менее, оно не стал бы иконой модернизма, если бы было только подражанием давно умершим поэтам. Что-то в этом смысле отличает его от баллад Томаса Харди, мистических видений Йейтса и других классических произведений той же эпохи. Один из способов точно определить, что сделало его новым, - спросить, что вызвало этот величайший полет сознания автора. Величайшие стихи Стивенса никогда не бывают «простыми». Это допросы, испытания, переживания основных тем поэта. В частности, «Воскресное утро» - это скорее начало расследования, чем конец. Он запускает карьерный проект Стивенса по поиску поэзии, которой как он позже выразился «провалился» в отсутствие утешительных мифов. Празднование свободы, пространства и спонтанности является по сути американским. Таков и ландшафт, хотя Стивенс не называет конкретное место. Считаем ли мы это напряжение удовлетворительным, это жизненно важно для дизайна Стивенса. Человечество может когда-нибудь достичь экстатического единения с природой, но пока случайность и красота мира ускользают от нас. Больше чем неверие, именно эта нерешительность отмечает стихотворение как современное. «Воскресное утро» - это первая из многих последовательностей, которые вращаются вокруг философских вопросов, никогда не приземляясь на окончательный насест. В это раннее время Стивенс все еще был наполовину привязан к мировоззрению романтиков, но в разочаровании своей эпохи, а также в разрастании ландшафта он нашел новую двусмысленность и свободу.