Телевизионная адаптация книги Хеллера «Уловка 22» рассказывает о хрупкой живописной красоте Италии, где разворачивается роман. Съемка демонстрирует восхитительное чувство мирной красоты страны - сцена для едкого и горького повествования Джозефа Хеллера о безумных нелепостях Второй мировой войны.
Проза Хеллера
Хеллер как писатель не ставит перед собой цель наколдовать такую красоту. Он больше концентрируется на сумасшедшем бизнесе войны - сексуальные связи, военные технологии, ужасное насилие, злая бюрократия и черная экономика тотальной войны. И на этой странице Хеллер гораздо эффективнее справляется с ужасным страхом героя Йоссариана, попавшего в двигатель военной машины. Телесериал не может передать этот страх, несмотря на ужасы смертельных случаев, трагические махинации, насилие - потому что это выглядит хорошо, зенитная пушка тихо стреляет вокруг красивых бомбардировок итальянского неба. Также адаптация не может заставить почувствовать тошнотворную смесь неослабевающего страха и бесконечной скуки полетов, о которой говорит проза Хеллера. Йоссариан постоянно дрожит, само время гудит, как двигатели самолета, так медленно, как будто монотонно переносит его на смерть. В то же время проза жива для потрясений, захваченных здесь как маниакальная сила с ритмом, который может взорваться в сознании Йоссариана подобно модернистской музыке. Звуки и гудение машины, в которой он находится, создают ужасающую обстановку, которая постоянно и кошмарно чужда. Но больше всего проза Хеллера захватывает этот механический ад темной комедией. Проза изобилует странными изменениями настроения, выбором слов, сюрреалистическими столкновениями - как хорошая комедия.
Насилие и красота
Для сравнения, адаптация Клуни не совсем смешная. Это безумная комедия о насилии в войне и ошеломляюще гротескном классе офицеров, которые являются главными целями Хеллера. Например, капитан Блэк с восторгом кричит, что бомбардировщики будут отправлены на верную смерть в невероятном «зенитном фестивале» в Болонье. Темная комедия, которую Хеллер разворачивает в романе, на самом деле является образцом всей команды, связанной с более простой жестокостью простого издевательства со стороны офицеров, стремящихся угодить начальству, и с гротескным садизмом, связанным с проявлением власти - всеми этими насмешливыми улыбками, злорадный и саркастический смех. Если главы романа определяются актами насилия, то сериал определяется логикой военного командования как порочная шутка - истинный смысл «Уловки-22». Сериал верен книге. У этого есть цель, комическая решимость, чтобы захватить способы, которыми чувства любви, желания и садизма соединяются с капиталистической жадностью, чтобы управлять показом. Сериал наслаждается темной шуткой насилия войны в такой великолепной красоте. Это симптом посттравматического стрессового расстройства. Но это также сигнализирует о том, как радость комического движения была отравлена войной.