Трагедия как жанр в Новое время

С конца IX века появляются многочисленные стилизации, которые способствуют возрождению классической трагедии и трагедии в «высоком стиле» (пьесы Вячеслава Иванова, Г. фон Гофмансталя, Т. С. Элиста, Г. Гауптмана П. Клоделя, а позднее - Ж. Ануя, Ж. П. Сартра и др.). Эти неизбежные и эстетически оправданные опыты свидетельствуют о кризисе современной драмы. А настроение крайнего отчаяния и безысходности, запечатленные в многочисленных западных пьесах, отсекают путь к трагедии. Ведь авторы пьес ощущают себя «по ту сторону» трагических событий, которые уже свершились, не оставляя человеку простора для полёта мыслей и для действий.

Напротив, А вот литература социалистического реализма, напротив, с традицией не порывает и чужда исторического пессимизма. Поэтому в её драматургии трагические конфликты современности, которые основаны на непримиримом столкновении извечно враждующих сил истории, могут получить выражение. Победа героического начала, трагическая катастрофа как преодолеваемый рубеж, гибель по чьей-либо вине или ошибке - всё это позволяет исследователям называть трагедийную революционную драму Вс. Вишневского «Оптимистическая трагедия» героической драмой. В числе героических драм рассматривают также «Нашествие» Л. М. Леонова, «Шторм» В. Н. Билль-Белоцерковского, «Орла на плече носящий» И. Л. Сельвинского, которые воплощают трагическое начало в антифашистской, революционной и социальной борьбе.