Трагедия в Новое время



Для комедийного жанра в литературе реальность буржуазного общества явилась весьма критической: подчиняясь трезвой прозе обыденной действительности, жизнь бесконечно дробится; при этом параллельно разрушаются риторические каноны литературных форм, и рушится противопоставление стилей.

Обобщенность и трагическое напряжение стали достигаться на комическом материале, то-есть косвенными способами. И если Ф. Шиллер на рубеже XVIII—XIX веков создаёт трагедию путём обновления «классического» стиля, то в эпоху романтизма трагедия противоположна античной: в основе содержания мы видим не мир как таковой, а индивид с его душой. Примером могут служить трагические драмы М. Ю. Лермонтова, Дж. Байрона и В. Гюго. В Австрии Ф. Грильпарцер сталкивает стройный «барочный» образ мира с опустошённой современностью; а К. Ф. Хеббель в Германии возрождает героическую действительность изнутри трагедии.

В России реализм рисует (на основе углублённого и широкого изображения непосредственной действительности) убедительные образцы трагической драматургии. В этом можно убедиться путём знакомства с произведениями А. Н. Островского - «Гроза» и Л. Н. Толстого - «Власть тьмы». «Историческая драма» А. К. Толстого и А. С. Пушкина сохраняет родство с жанром трагедии.

В конце IX века появляются многочисленные стилизации, которые возрождают трагедию в «высоком стиле» и классическую трагедию.