Сюжет литературного произведения (продолжение)

Давай попробуем найти все элементы структуры в литературном произведении на примере хорошо известного романа А. Дюма «Три мушкетера». Начинается он с вступления, или с введения (иногда это называется прологом), где читатель узнаёт основные сведения о Дартаньяне: о том, что тот был родом из обедневшей дворянской семьи, что его отец в прошлом служил королю, а теперь мечтает, чтобы его сын стал мушкетёром и продолжил начатое им дело.

Развитие сюжета начинается с того момента, когда у Дартаньяна выкрали рекомендательное письмо. Потом читатель узнаёт о том, как Дартаньян по приезде в Париж приобретает друзей (вместе с которыми появляются и враги) и начинает служить королю. Столкновение основных героев, а именно - встреча Дартаньяна с кардиналом, когда мушкетер узнает о появлении у него могущественного врага - это завязка.

Дюма известен, как великий мастер построения динамично развивающихся сюжетов. Это мы видим на примере того, как он вводит новых героев (Констанцию и Миледи, а так же развитии е отношений с ними), историю королевы и Бекингема. Быстро развивающийся, динамичный сюжет был для Дюма всегда самым главным в написании романов. Поэтому введение дополнительных персонажей никогда не осложняло основной линии романа — приключений главного героя. О своих героях Дюма сообщает читателям только самое необходимое, хотя историю каждого из них можно рассматривать как отдельный «сюжетик» (сюжетную линию). При внимательном прочтении его романов становится заметным, что в них отсутствует длинное, пространственное описание интерьера, пейзажей, одежды и внешности героев. Дюма постоянно держит читателя в напряжении, очень быстро подводя его к наивысшей точке развития сюжета, а именно к кульминации. Разрешение истории с подвесками в романе «Три мушкетёра» является как раз таким примером развязки. Далее следует столкновение героев, приводящее к конфликту, который заканчивается трагедией - гибелью Констанции. Тут по идее должна наступить развязка романа. Но Дюма поступает иначе. Отказываясь от описаний, он усиливает действие, сосредоточив всё внимание на стремительных передвижениях героев и на диалогах между ними. Лишь в последней сцене стремительный темп эпизодов замедляется с целью подчеркнуть важность момента: возмездие свершилось и зло наказано.

Развязка, в виде последней встречи с кардиналом, следует в конце романа. Однако читатель видит, что на этом история Дартаньяна не заканчивается. Поэтому автор завершает роман эпилогом, информирующим о дальнейшей судьбе своих героев. Тем самым Дюма готовит читателей к продолжению повествования о судьбах понравившихся им героев.