Родоначальником символизма признан французский поэт Шарль Бодлер. Вершиной символизма во французской литературе считается поэзия Артюра Рембо и Поля Верлена.
В русском символизме было выделено два потока. В 1890-е годы о себе заявили «старшие символисты»: Сологуб, Бальмонт, Брюсов, Гиппиус, Мережковский, Минский.
Мережковский был их идеологом, а Брюсов – мэтром.
В девятисотые годы прошлого века на литературной арене появились «младшие символисты»: Вячеслав Иванов, Блок, Андрей Белый и другие. Теоретиком этой группы был Андрей Иванов.
Чтобы понять суть символизма, можно обратиться к творчеству Шарля Бодлера и конкретно к его стихотворению «Альбатрос», написанному в 1859 году. В нём прекрасный альбатрос является олицетворением свободы, красоты, поэзии, а мир, в котором на своих исполинских крыльях парит альбатрос, противопоставляется миру скуки (изнывая от которой матросы не знают чем заняться, разве что глумиться над пленённой птицей) и жестокости.
Царь поднебесья становится жертвой насилия. Ему не суждено уже подняться в небо на своих белоснежных крыльях. Бедняга альбатрос в синеве небес был могуч и прекрасен, а на узкой палубе, где над ним издеваются праздно шатающиеся матросы, он выглядит смешным и нелепым. Бодлер удачно сравнивает судьбу альбатроса с судьбой Поэта, подчёркивая, что тот спускается с высот мечты возвышенной на землю, оказываясь «среди свиста и брани».