Сетевая литература – новый термин. Используя его, специалисты предполагают отделять, таким образом, некоторые литературные произведения, которые существуют только лишь на страницах в Интернете. От вопроса о ней надо отличать вопрос о дополнительных и чисто практических возможностях, которые предоставляются Сетью с помощью любой другой литературы. По сути, каждый пользователь может искать нужный текст и производить поиск в нем. Доступ к текстам представляется в разных странах мира. Так как возможности существуют, то в Сети ежедневно появляются web-ресурсы, которые являются представительствами журналов, издательств и авторов, выпускающих свои книги в печатном виде.
Почему новый термин получает все большее развитие каждый день?
Интернет – носитель текстов, который предоставляет автору средства и приемы, недоступные на бумаге.
• Нелинейность текста. Возможность использования гиперссылок для строительства самостоятельной траектории движения;
• Интерактивность. Возможно высказывание своей точки зрения за счет дописывания текста;
• Мультимедийность. Возможность встраивания внутрь звуковых файлов и изображений.
Некоторые эксперты говорят, что все способы, изложенные выше, были изобретены задолго до внедрения в жизнь Интернета. Вспомнить хотя бы роман Х. Кортасара «Игра в классики», произведения Р. Кено и т.д. Внедрение в текст изображений практиковали русские футуристы.
Новые формальные и жанровые предпочтения
Интернет уже изменил иерархию форм и жанров. Для размещения на страницах web-сайтов подходят только те, которые приспособлены к сетевому существованию. Сетевые жанры и формы: прозаическая миниатюра, эссе, дневники. Надо изучать их распространение, чтобы потом говорить о внесении изменений в сетевую литературу.
Роль
Произведения, которые опубликованы на бумаге, могут существовать сами по себе, отдельно и самодостаточно. Если последуют отклики читателей на них, то они будут опубликованы в каком-то другом месте. Интернет предполагает включение в рассуждения о тексте сразу после его публикации. Отклик может быть получен молниеносно.
Блоги
Автор может общаться с читателями, не затрагивая сам исходный текст. Общение может быть двусторонним или многосторонним. Он может не рассказывать о себе вообще или играть роль. Так или иначе, поводом для знакомства служит то, что он опубликовал в своем профиле.