Сотни тысяч людей соберутся во французском городе Ангулем, чтобы отпраздновать очень специфическую форму рассказывания историй. Французы называют это «bandes dessinees» или «нарисованные полоски». Раньше это были «комиксы», или «мультфильмы», или «забавы» - глупые названия детских развлечений. Теперь мы говорим «графические романы», а некоторые закатывают глаза на серьезность названия. Рост популярности графических романов продолжается.
История с картиной
Мы были свидетелями невероятного роста графических романов, которые получили литературные призы. Рассказывать историю с помощью картинки - это очень старая, очень человечная вещь. И когда одна картинка говорит недостаточно, люди интуитивно догадываются о том, чтобы поместить вторую картинку рядом с первой. Вы увидите это в неолитических наскальных рисунках, египетских фресках, греческой керамике и алтарных ренессансных картинах. Это встречается и в народных традициях. Во время поездки в Перу я видел балки перемычек, расписанные историями ухаживания, переданными молодоженам для их новых домов. Существуют академические формы, такие как японские свитки, называемые «эмаки». И есть акты индивидуального самовыражения, которые невозможно классифицировать, отличные от любого подобного произведения.
Первый комикс
Самая известная форма такого подхода к рассказыванию историй появилась в конце 19-го века, и популярность ее растет. Издатель газеты Джеймс Гордон Беннетт хотел показать свои впечатляющие новые печатные машины для цветной литографии. Он дал художнику полную свободу действий, чтобы создать детское приложение для New York Herald. После относительно короткого периода бешеных экспериментов они разработали ряд соглашений, которые позволяют им рассказывать последовательную визуальную историю на странице газеты. Воздушные шары с надписями, линии движения, визуальная звукоподражание, взаимодействие повествовательных блоков и изображений и последовательность панелей использовались ранее. Но теперь они были стандартизированы в узнаваемый формат: комикс. С самого начала, как детское питание, комиксы стали синонимом низколобого, неграмотного материала. Время от времени художники развивают более высокие художественные или литературные претензии и суетятся вокруг более возвышенного имени, чтобы присоединиться к их усилиям. Еще в 1930-х годах люди начали пробовать такие термины, как «пиктография», «последовательное искусство» и «графический роман».
Конечно, великие произведения создаются как из письменного слова, так и из изобразительного изображения. Почему великие дела не должны получаться от объединения двух? Если у названия «книга комиксов» было слишком много ассоциаций детства и дешевой газетной бумаги, было бы разумно найти лучшее название. «Графический роман», который использовался для описания комиксов в длинных формах с качественным производством и литературными амбициями, получил широкое распространение в 1980-х годах.