ОДА и ПОВЕСТЬ

Ода в древнегреческой поэзии представляла собой торжественное или лирическое стихотворение на разные темы, которые исполнялись хором. В одах Пиндара (древнегреческого поэта) воспевались цари и аристократы, которые, по мнению поэта, были удостоены расположения богов (примерно 518–442 года до нашей эры). Этот жанр получил особое развитие в поэзии европейского классицизма. Торжественная ода была основным жанром Ф. Малерба – основоположника французского классицизма (1555-1628 года). Темой его од было прославление власти во Франции, причём власти абсолютистской. Творчество Ж. Ж. Руссо является одним из этапов развития оды как жанра. В России ода, была главным жанром поэтов классицистов. Образцовые произведения, написанные в этом жанре, принадлежали М. В. Ломоносову. В. П. Петров и А. П. Сумароков тоже пробовали свои силы в этом жанре, однако лучшими одами признаны оды Г. Р. Державина. В русской поэзии, кроме торжественной, бытовали и другие оды: горацианская (нравоучительная), духовная (переложение псалмов) и анакреонтическая (любовная).

Повесть – это расплывчатый жанровый термин, который не поддаётся единому определению. В древней и новой литературе говорить о повести, как о жанре, тем более едином, совершенно невозможно. Термин повесть – это специфически русский термин, противопоставляемый рассказу и роману. Он менял свое значение в разные исторические моменты. Термин «повесть» часто применялся к таким произведениям, которые относились к жанру рассказ. Кстати, термины «роман» и «рассказ» появились позднее, чем термин «повесть».