Ровно через год после смерти жены По прочитал лекцию в Общественной библиотеке в Нью-Йорке. Эта лекция, подробно описывающая его интуитивную теорию о происхождении и внутренней работе вселенной, легла в основу «Эврики», последней публикованной работы По.
«Эврика» - научный трактат
С определенной точки зрения, «Эврика» выглядит не похожей ни на одну из предыдущих работ По. Идеи поэзии, которые он выражал в более ранних эссе, такие как «Поэтический принцип» и «Философия композиции» - поэма не должна быть длинной, поэзия отличается от прозы, поэзия должна избегать дидактики, литература должна стремиться к «единству в действии», которое достигается посредством методического процесса, а не «экстатической интуиции», противоречит методу и значению «Эврики». Это длинная, поучительная, несогласная прозаическая поэма, в которой используется интуиция для изучения личной космогонии По. Тем не менее, с другой стороны, «Эврика» выглядит как краеугольный камень в карьере, к которой присоединилась вся предыдущая работа По, кульминация, которая заключает в себе все общее разнообразие, с которым он экспериментировал. «Эврика» - такой же научный трактат, как и поэма, и критическое эссе, и монолог сумасшедшего, и сатира, и «рассказ о ратификации» (термин По для его детективных историй).
Загадка По
На момент выхода «Эврики» читатели не знали, как ее воспринимать. Книга, озаглавленная «Прозаическая поэма», казалась слишком научной, чтобы быть литературой, и слишком литературной, чтобы быть наукой, слишком серьезной, чтобы восприниматься сатирически, и слишком сатирической, чтобы воспринимать ее всерьез. Критик «Литературного мира» назвал «Эврику» восхвалением «благородного искусства угадывания» и осудил научные утверждения По как «искусную выдумку». Александр фон Гумбольдт, ученый, которому По посвятил «Эврику», понимал книгу как приятную «сатирическую науку». Десятилетия спустя, Элиот утверждал, что «Эврика» «не производит глубокого впечатления». Однако Пол Валери оценил космогонию По как «подтверждение симметричных и взаимных отношений материи, времени, пространства, гравитации и света».
Как читатели должны подходить к «Эврике», остается одной из ее загадок. «Я предлагаю эту Книгу Истин, - объясняет По в предисловии, - не в ее характере, рассказывающем правду, а в красоте, которая изобилует истиной. Для них я представляю композицию только как арт-продукт: - скажем, как роман». Тем не менее, первоначальный план По был намного выше: «Открытие гравитации Ньютоном было простым инцидентом по сравнению с открытиями, раскрытыми в этой книге», - сказал поэт. Другие источники подтверждают мысль о том, что «наука», представленная в ней, была задумана как некая теория или доказательство. «Я хочу, чтобы эта работа была оценена после моей смерти», - пишет По в предисловии, но «Эврика» взрывает пределы поэтической формы, возвращаясь к знакомым романтическим вопросам об отношениях между наукой и поэзия, разум и воображение, правда и красота.