«Мастер и Маргарита» под прицелом

Гениальность романа «Мастер и Маргарита» неоспорима. Произведение пользуется большой популярностью, так как овеяно загадками, мистикой и темами для вечных философских, религиозных и литературных споров. Однако не всем дано понять смысл романа, и эта головоломка не под силу даже людям с филологическим образованием. Что же скрывают в себе тайны непревзойдённого романа?

Название романа

Услышав название романа, можно предположить, что он о любви или имеет мелодраматический характер. Начать стоит с того, что, работая над книгой, Булгаков находился под впечатлением от германской мифологии 19 в. Кроме этого, для создания фундамента романа он взял основы Святого Писания, немного «Фауста», иудейская и христианская демонология и много мифов о дьяволе и Боге.

Сатана должен был стать центральной фигурой. Как известно, первую редакцию книги автор уничтожил самолично, а уже во второй появляются такие герои, как Маргарита и её Мастер. Сам же Сатана обзаводится свитой. И только третья редакция стала называться привычным для нас названием.

Многоликий Воланд

Никто не станет спорить, что именно Воланд занимает место главного персонажа. Можно даже сказать, что его личность некоторым читателям импонирует. Так, не вчитываясь между строк, напрашивается вывод, что Князь тьмы добродушный борец за справедливость, которому противны человеческие пороки. К слову, есть и такие люди, которые сравнивают Воланда со Сталиным.

Булгаков задумал Воланда тяжёлым, многогранным персонажем вне человеческого понимания. Именно этот образ приемлем для Искусителя. Образ Князя тьмы схож со многими демонами в древнеязыческой мифологии. Даже у гётевского «Фауста» есть схожий персонаж.

Пространство-временные связи

Пожалуй, самая загадочная деталь романа — места и время событий, в нём происходящих. В романе не содержится ни одна конкретная дата, чтобы можно было вести отсчёт времени. Только намёки.

Известно, что события загадочной истории происходят в Москве с 1 по 7 мая (Страстная неделя) 1929 г. Эта часть рассказа переплетается с «Пилатовскими главами», которые, в свою очередь, описывают неделю в Ершалаиме 29 г. (далее эта неделя стала именоваться Страстной). Если читать внимательно, то можно отметить одинаковую погоду как в Москве 1929 г., так и в Ершалаиме 29 г. Получается, что две истории развиваются параллельно друг другу, но в конце всё равно сливаются в одну, предоставляя на суд читателя целостную картину событий.

Каббалистическое учение

Поговаривают, что Булгаков, во время написания романа, пребывал под влиянием каббалистического учения, что, само собой, сказалось на произведении. Например, в каббале нельзя ничего принимать, кроме дара от Создателя. В подтверждение этому в романе Воланд говорит, чтобы человек никогда ничего не просил, особенно у тех, кто сильнее его. Всё придёт само. Это учение противоречит христианскому, где милостыню просить не запрещается.