Писатель-сатирик занимается сочинением сатирических произведений. Однако помимо этого он является представителем сатирического направления в любом роде искусства. Можно сказать, что задача сатирика осмеивать современные слабости и пороки, которые, по сути, являются вдохновением для такого писателя.
Сатира, как обличение
От латинского «satira» сатира обозначение комический жанр в искусстве, представленный в поэтическом обличении при помощи таких писательских инструментов, как:
- Сарказм;
- Пародия;
- Аллерория;
- Гротеска;
- Ирония;
- Гипербола и т. д.
Чаще всего под сатирой подразумевается именно унизительное обличение.
В древние времена сатирой промышляли Гораций, Персий и Ювенал, с помощью которого она вошла в европейский классицизм. Позже сатира начала делиться на жанры. Например, на политическую сатиру оказали влияние произведения Аристофана касательно афинского народовластия.
Чтобы сатира не воспринималась, как проповедь, она умело использует юмор. С его помощью умелые сатирики разбавляют прямую критику. Такая тенденция прослеживается уже в первых сатирических произведениях. Некоторые ошибочно принимают юмор, фигурирующий в обыденных вопросах, как сатиру, но, в отличие от неё, юмор направлен на сам предмет, а сатира на его социальные последствия.
Зарождение сатиры
Первые писатели, сочинявшие сатирические произведения, появились в Древнем Риме. Сначала это были комические, но не юмор и ирония, обличения с некой резкостью. Сатира того времени представляла собой лирический жанр в стихотворной форме. Отличительная черта сатириков в том, что они выступали с объёмными произведениями, которые были направлены на высмеивание либо определённого лица (лиц), либо событий.
Если рассматривать само слово «сатира», то оно берёт начало от латинского названия мифических существ — сатиров, которые представляли собой насмешливых полубогов-полуживотных. Но филологические корни слова уходят к названию блюда мешанины, как символ смешивания разных размеров.
Сатира без смеха мертва. То есть, если сатирик не добился такой реакции от публики, то он плохой сатирик. Неважно, будет ли это открытый смех, или приглушённый, он обязан быть. Смех является неким подтверждением и согласием с обличением, которое, как упоминалось выше, является основой данного жанра. По сути, это и есть основное отличие сатириков от обычных критиков. К тому же, с помощью смеха можно провести черту между сатириком и юмористом. Для последнего смех является самоцелью, ведь задача такого писателя просто развеселить публику. Сатирики же с помощью смеха развенчивают недостатки. Смех для сатирика — это орудие бичевания пороков и проявлений зла в социуме.
На сегодняшний день к сатирикам примкнули и те писатели, которые читают даже чужие произведения, чтобы рассмешить зрителя. В последнее время в списке самых известных и удачливых писателей-сатириков являются А. Райкин, Мю Задорнов и М. Жванецкий.