Пейзаж в литературе считается одним из самых действенных средств, используемых для создания воображаемого, то-есть “виртуально” мира в произведении, а так же важнейшим приёмом в художественном отражении пространства и времени.
В русской литературе практически отсутствуют произведения, в которых нет описания пейзажа. Этот внесюжетный элемент писатели стремились включать в свои произведения с различными целями. В повести Карамзина «Бедная Лиза», например, живописные картины природы первоначально воспринимаются как случайные эпизоды, которые являются лишь красивым фоном, на котором развиваются основные действия. Но это всего лишь на первый взгляд. С помощью пейзажей автор раскрывает душевные переживания своих героев. Более того, при помощи пейзажей автор передаёт своё отношение к происходящему. В романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» основная функция пейзажа – это максимально глубокое и полное раскрытие личность главного героя, коим является Печорин. О его характере читатель судит по его описанию природы. Печорин способен чувствовать шевеление высокой травы, движение воздуха, восхищаться туманными очертаниями предметов. При этом обнаруживается его душевная тонкость и глубину. В тяжелые минуты одиночества природа помогает Печорину сохранить душевное равновесие. После напряженного эмоционально свидания с Верой, им сделана запись о том, что он глотал с жадностью благовонный воздух. Часто в романе природа противопоставляется миру людей, но далеко не всегда их стремление слиться с миром природы, осуществляется. Пейзажи, описание которых осуществляется главным героем, подчеркивают его внутреннюю энергию, постоянное напряжение, отражают динамику душевных состояний, жажду действия.