Понятие «мировая литература» (этот термин введён Гете) принято употреблять в таких аспектах: 1) как совокупность отдельных литератур (национальных); 2) как собрание всего самого лучшего, имеющегося в национальной литературе; 3) как сумма национальных литератур творений.
Мировая литература в определении Д. Дюришина представляет собой собрание литературных явлений, которые связаны включающая в себя такие литературные явления, которые типологически и контактно-генетически связаны между собой, образуя известное единство. Такие явления получили называние «межлитературные общности». Понятие «межлитературная общность» не может отождествляться с понятием «национальная литература», так как оно значительно шире и может меняться регионально и исторически. В отличие от межлитературных общностей, а именно от славянской, романской, тюркской и прочих (традиционных межлитературных общностей), существуют межлитературные общности особые: американская, швейцарская, среднеазиатская и т. д.
Славянская общность представляет собой историческую, лингвистическую и культурную реальность. Она формировалась многих веков к ряду. И этот процесс происходит даже в настоящее время, но уже на другом уровне. Неравномерность и своеобразие формирования славянских литератур было связано с процессом национального самоопределения.
Формирование славянских литератур как литератур национальных, неравномерность и своеобразие этого процесса — чисто литературные проблемы — были связаны с процессом национального самоопределения. Это в условиях национального гнета привело к славянской взаимности как идее.