Новелла в литературе

ГетеНовелла (novella) — это прозаический повествовательный жанр, характеризующийся остротой сюжета, краткостью, отсутствием психологизма, неожиданной развязкой и нейтральным стилем изложения. Термин «новелла» иногда употребляется в виде синонима «рассказа. А иногда «новеллу» просто считают разновидностью рассказа. Истоки новеллы – в баснях, сказках и анекдотах. От анекдотов новеллы отличаются тем, что в них появляется возможность излагать сюжет не только в комическом плане, но и в трагическом или в сентиментальном. От басни они отличаются отсутствием назидательности и аллегории, а от сказок – отсутствием волшебства.

Возникновение классической новеллы связывают с эпохой Возрождения. В тот период в ней появились столь специфические для неё черты, как необыкновенные повороты и происшествия, острый драматический конфликт и неожиданные повороты судьбы в жизни героя.

Великий Гёте идентифицировал новеллу, как «случившееся неслыханное происшествие». Именно такими выглядят новеллы Боккаччио, вошедшие в сборник «Декамерон». На жанре новеллы каждая литературная эпоха оставила свой отпечаток. В эпоху романтизма для содержания новеллы был характерен мистицизм, стирающий грань между событиями реальными и отраженными в сознании героя новеллы. Как пример, можно упомянуть новеллу «Песочный человек» Гофмана.

До торжества реализма в литературе, в новелле практически отсутствовал психологизм и философия, а о внутреннем мире героя читатель судил лишь по его поступкам. В этот период в новелле практически отсутствовала описательность. Авторы не давали своих оценок героям и событиям, и не вторгались в повествование.