Не так давно казалось, что все писатели согласны: главные герои должны быть «симпатичными». Затем произошло нечто любопытное. Все начали понимать, что «приятное» находится всего в нескольких градусах от «хорошего», что, в свою очередь, подталкивает опасно близко к «скучному». По правде говоря, главные герои должны быть неотразимыми - еще лучше, захватывающими - не обязательно приятными. И что делает персонажей привлекательными или захватывающими, так это их способность удивлять. Персонаж, который, как и следовало ожидать, быстро превращается во что-то особенное, не может долго поддерживать интерес читателя. Как написать негативных персонажей и антигероев?
Очарование трансгрессии
Задача особенно сложна для персонажей, которые могут отвлечь читателей от какой-то особенно отталкивающей черты - злого нрава, проблемы с алкоголем, высокомерной уверенности в себе, откровенной безнравственности или даже преступности. И все же некоторые некорректные персонажи являются одними из самых очаровательных и глубоко любимых героев всех времен. Персонаж с коварным умением воспользоваться сомнительной возможностью (или избежать одиозной рутины) редко перестает апеллировать - до тех пор, пока никто не пострадает. Это указывает на две важные истины. Наше внутреннее стремление к свободе и автономии сводится к такому добродушному принуждению, и мы инстинктивно признаем, что целью «закона» часто является не просто порядок, а соответствие, даже угнетение. Подозрение, что есть «гниль наверху» и что коррупция является правилом, а не исключением, никогда не скрывается далеко под поверхностью. И поэтому, имея это в виду, мы восхищаемся теми, кто отказывается подчиняться. Существует естественный предел привлекательности нарушения: степень вреда для других. Мы можем принять большое количество неприятностей в характере, если видим, что он сбалансирован с чем-то, что вызывает сочувствие или интригует нас. Это особенно верно для трансгрессивных персонажей. В отсутствие какого-либо искупительного качества они рискуют оттолкнуть читателей.
Антигерой стоит в центре неразрешимого морального конфликта
Негативный персонаж потенциально способен, благодаря пониманию, признать свое моральное ограничение, увидеть ущерб, который он наносит себе и другим, и исправить свое поведение. Фактически, этот вид трансформационной дуги лежит в основе многих историй с таким персонажем. Напротив, антигерой стоит в центре неразрешимого морального конфликта. Думайте о нем, как о том, что на одном плече у него дьявол, на другом - ангел, и ни один из них не одержит убедительной победы. Одиссей Гомера - именно такой персонаж - будучи способным к героизму и смелости, он также демонстрирует предательство, обман и трусость. Именно эта двойственная природа определяет наше очарование. Через какое-то странное волшебство человеческого сердца мы почти всегда чувствуем тех, кто борется за достижение значимой цели - даже если это ограбление банка.