Русская летопись в жанровом отношении не является чем-то единым. Нестор ввел в летопись (кроме кратких записей событий) различные жанры литературы, тем самым создав жанровое многообразие (послания, жития, повести), произведения устного народного творчества, деловые документы.
Несмотря на различие жанров, которые входили в летопись, она представляла собой единое образование. Это объяснялось тем, что жанры летописи были представлены неким ансамблем. Для каждого жанра была выработана определённая стилистическая манера изложения, то есть литературный этикет. Более половины летописи занимают повествования о военных походах князей, за которыми следуют известия о гибели или смерти князей. Значительный процент летописных известий составляют описания небесных знамений – землетрясений, затмений солнца, луны и т.д.
В формировании стиля летописи весьма значима роль устного народного творчества. Летописцы широко использовали родовые предания и топонимистические легенды, народные сказания и обрядовую поэзию, поговорки и легенды-пословицы.
Рассказывая о первых русских князьях, летописцы прибегали к определённым приёмам устного народного эпоса: предельной обобщённости, гиперболизму, строгой объективности, повторам. Стиль монументального историзма в летописи является господствующим, как и в литературе XI-XIII веков. Летописцы писали только о личностях, занимавших в системе феодальной иерархии довольно высокое положение. В литературе того времени ведущим принципом изображения человека был принцип средневекового историзма.