Стихотворение в прозе, это термин, который в большей степени, по своему характеру, напоминает лишенное стихотворной формы, лирическое стихотворение, и будет точнее, если его назвать «лирика в прозе». К таким произведениям можно отнести известные «Поэмы в прозе» Бодлера, «Стихотворения в прозе» Тургенева и другие.
Стихотворения в прозе характеризуются краткостью, рудиментарным, или вовсе отсутствующим сюжетом, повышенной выразительностью повествовательной речи, когда характер изображается не в законченном кругу событий, а отдельных его проявлениях, и как полагают иногда – ритмичностью речи.
Стихотворение в прозе представляет собой своеобразное сочетание признаков прозы, и одновременно – стиха.
Нетрудно заметить, что в стихотворениях в прозе, явно присутствуют признаки лирики.
В таких произведениях, действительность изображается путем описания субъективных переживаний, вызванных определенными событиями, а не изображением конкретных событий. Эта черта лирики полностью присутствует в С. в п. Отсюда вытекает индивидуально-эмоциональная окраска и специфическая лиричность речи автора.
Такое произведение характеризуется эмоциональностью и обилием пауз, обилием вопросительных и восклицательных построений, относительной самостоятельностью отдельного слова, которое по своей интонации приравнивается к целому предложению.
Стих, это одна из форм поэтической речи, которая сочетает в себе ритм слова со всеми вышеперечисленными особенностями данного рода произведений. В общее повествование может быть вкраплена организованная проза, как, к примеру, авторские отступления Гоголя в «Мертвых душах», но может быть и совершенно самостоятельным.
В данном случае, речь идет о стихотворении в прозе, которое является, ни чем иным как лирической прозой, лирикой в прозе, как переходное явление, которое возникает на «стыке» эпоса и лирики, как организации литературной художественной речи и основных форм раскрытия образов
Явление – лирика, как правило, характерно для импрессионизма, романтизма, стилей, которые проникнуты субъективизмом.
От жанра С. В п. следует отличать попытки искусственно ввести принципы стихотворного ритма в прозу (к примеру, А. Белый, Вельтман), что фактически приводит к превращению в стихотворение простую прозу.