Изгнание Пабло Неруды

В апреле 1949 года поэт Пабло Неруда вышел на сцену на первом Всемирном конгрессе за мир в Париже. В предыдущие месяцы он жил в подполье, перемещаясь между сериями безопасных домов в Южной Америке. Он должен был пересечь океан по поддельному паспорту, чтобы прибыть в Европу.

Член чилийской коммунистической партии

Неруда скрывался в своем родном Чили более года назад. После того, как он помог избрать Габриэля Гонсалеса Виделу на пост президента на радикальной левой платформе, Гонсалес Видела начал кампанию репрессий, которая включала облавы левых и рабочих лидеров и жестокие репрессии против рабочих забастовок. После того, как цены на медь резко упали после Второй мировой войны, администрация Трумэна убедила Гонсалеса Виделу, что ему понадобится экономическая помощь Соединенных Штатов, и что война между США и Россией надвигается. Это убедило Гонсалеса Видела запретить коммунизм в Чили. Помимо того, что он был поэтом, Неруда был сенатором и новым членом чилийской коммунистической партии, и в ответ на запрет коммунистов он произнес пару выступлений диссидентов на заседании сената. Во время своего государственного переворота в январе 1948 года в речи под названием «Я обвиняю» Неруда прочитал имена заключенных или пропавших без вести чилийцев и противопоставил репрессии Гонсалеса Виделы и Трумэна «четырем свободам», выдвинутым Франклином Делано Рузвельтом: свобода речь и поклонение, и свобода от нужды и от страха. Неруда был лишен своего сенаторского иммунитета. Опасаясь за свою жизнь, он скрывался, оставаясь днем в безопасных домах, и предпринимал несколько неудачных попыток покинуть Чили ночью.

Литературное преследование

В изгнании в Париже и на нескольких континентах Неруда не был в безопасности; его везде осматривали, а иногда и задерживали. Сага о Неруде знаменует собой одну из величайших сцен литературного преследования 20-го века и первую в мире глобальную охоту за людьми. Это была не охота на инженера-атомщика, шпиона или даже журналиста-диссидента, а на поэта! Любовная поэзия завоевала его признание и продажи книг по всему миру, а затем получила Нобелевскую премию 1971 года. Еще до начала гражданской войны в Испании в 1936 году молодой Неруда унаследовал левые тенденции своей юности на дождливом юге Чили. Но тенденции были подчинены его подобной ученому одержимости поэзией. Неруда решил вступить в чилийскую коммунистическую партию. И именно партия попросила его баллотироваться в сенат. Сталинские нападения на нацистов во время Второй мировой войны взорвали советский героизм в сознании Неруды. На втором курсе Сената он чтил чилийских женщин, добиваясь полного избирательного права. До принятия закона 9292 чилийские женщины могли голосовать только на муниципальных выборах, а не на президентских выборах. Некоторые недавние биографы преуменьшают роль Неруды в принятии закона об избирательном праве. Он назвал избирательное право первым шагом и говорил о полном включении женщин в каждый институт чилийского общества, указывая на советскую конституцию в качестве модели.