Футуризм представляет собой новое направление в литературе, отрицавшее художественное и нравственное наследие, русский синтаксис, проповедовавшее разрушение условностей и форм искусства ради его слияния с ускоренным жизненным процессом.
Это течение (футуристическое) было весьма широким и разноплановым.
В 1911 году Северяниным, Игнатьевым, Олимповым и другими была создана группа эгофутуристов. В конце 1912 года сложилось объединение кубофутуристов под названием «Гилия», куда вошли Хлебников, Каменский, Маяковский, Бурлюки. В 1913 году появилась футуристическая группа «Центрифуга», членами которой были Аксёнов, Пастернак, Асеев.
Всех их отличало стремление к словотворчеству и интерес к нонсенсам городской действительности. Но в своей поэтической практике футуристы не чурались традиций отечественной поэзии. Творчество Хлебникова, например, во многом опиралось на опыт древнерусской литературы, а творчество Каменского – на достижения Кольцова и Некрасова. Северянин преклонялся пред творчеством Жемчужникова, А.К.Толстого, Мирры Лохвицкой, Фофанова.