Иоганн Вольфганг фон Гёте (1749-1832) не был философом, по крайней мере, не в общепринятом смысле этого слова, потому что он не создал никакой философской системы, фактически, он никогда не писал философское произведение как таковое. Он был философом, если мы считаем философом любого, кто руководствуется изречением Сократа: «Неисследованная жизнь не стоит того, чтобы жить». Он был поэтом, писателем, драматургом, ученым, министром кабинета в Веймаре, канцлером казначейства, и он также ввел далеко идущие реформы в Германии. Но, главное, он создал свое главное произведение – «Фауст», настоящее сияние небесного света.
Шедевр Гёте
«Фауст» был шедевром Гёте. Более шестидесяти лет он посвятил написанию этого, начиная с двадцати лет. К тому времени, когда ему было двадцать шесть лет, он закончил так называемый Urfaust, раннюю версию первой части. Гёте родился в 1749 году; он опубликовал законченную часть I в 1808 году и продолжал работать над частью II до тех пор, пока не умер 22 марта 1832 года в возрасте восьмидесяти двух лет. Миллионы молодых немецких мужчин решили, что они похожи на Фауста, а некоторые нашли немецкую судьбу в безграничном, безжалостном фаустовском стремлении. Фридрих Шеллинг отождествлял Фауста с состоянием человека, тогда как Шопенгауэр в «Мире как воля и представление 1819 года» считал Фауста стремящимся к сущности не только человека, но и космоса.
Начало трагедии
Сама трагедия начинается с Фауста в его логове, сидящего за столом в ночь, предшествующую пасхальному воскресенью. Несмотря на то, что он изучал философию, юриспруденцию, медицину, теологию, он понимает, как Сократ до него, что он ничего не знает. Здесь он уже задействован в форме рассуждений, а именно «научных» или критических рассуждений, хотя и с добавлением немного магии. Концепция науки Гете отличалась от математической ньютоновской версии. Это может также быть описано как системное рассуждение - рассуждение ради самого себя; то есть он еще не думает о том, как он мог бы инструментально обосновать достижение целей.
В своей научной теории Гете проводит различие между интеллектом (Verstand) и разумом (Vernunft). Аналитический, разрушающий научный подход, который можно проследить до Анаксагора, - это интеллект; тогда как подход разума, который можно проследить до Фалеса, направлен на синтез, то есть на раскрытие общих принципов. В гетеанской терминологии разум - это хорошо, а интеллект - плохо. Разум – должен сиять небесным цветом. Это различие является основным для моей интерпретации Фауста. В частности, в терминологии Гете технология относится к сфере интеллекта, и, среди прочего, Фауст является предупреждением против дегуманизирующего воздействия технологий и, следовательно, интеллекта. Мечта о разуме производит монстров, когда критическая причина (системная рациональность) заменяется телеологической, оправданной целями рациональностью. «Фауст» должен быть понят таким образом. В нем Гете дистанцировался от «достижений» современности, порожденных разумом, выходящим за его пределы.