Что представляет собой эпиграмма? По сути, этот термин используют для обозначения небольшого сатирического стихотворения, в котором высмеивают определенное лицо или общественное явление.
Античная поэзия
Стоит напомнить, что в античные времена эпиграмма – это посвятительная надпись на изваяниях, алтарях и т.д. предметах, которые были посвящены богам, а также на надгробиях. С годами стали появляться все новые и новые тематические разновидности эпиграмм (любовные, сатирические, торжественные, описательные, дидактические и т.д.). В чем состоят отличия между эпическими формами поэзии и эпиграммами? Специалисты отмечают краткость второй и ярко-выраженное субъективное отношение к факту и событию. Для написания эпиграммы использовали элегический дистих, потом ямб и другие размеры. В такой форме предпочитали выражать свои размышления Сафо, Платон, Анакреонт и т.д. Мастера – Симонид Кеосский, Мелеагра, Асклепиада. Расцвет произошел в греческой литературе, а точнее в творчестве эллинистических поэтов III в. до н.э. – I веке н.э. Потом уже к такому жанру обратились римские сатирики. Традиции античной эпиграммы были распространены в латинской и византийской литературе Средневековья и Ренессанса, но вот потом были как-то позабыты.
Новая европейская поэзия
Специалисты говорят, что эпиграммы Марциала были тематически близки сатирам Ювенала. Кстати, именно из наследия Марциала и сложилось современное определение жанру. Он определен как короткое насмешливое стихотворение, которое построено на контрасте постепенной экспозиции и неожиданного завершения, заключительной «остроты». Такой жанр был распространен во французской поэзии шестнадцатого-семнадцатого веков. Время расцвета в литературе Европы – XVIII век. Это угадывается по творчеству Вольтера, Руссо, Лессинга. Также были и эпиграммы, обличающие злободневные и политические события. Мастерами в этом жанре были Г. Гейне, Р. Бернса, Д. Э. Лебрена.
Русская поэзия
Эпиграммы писали С. Полоцкий, Ф. Прокопович, А. Д. Кантемиру, В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Н. М. Карамзина и его последователи. Русские поэты использовали их для обличения пороков, человеческих слабостей. Также через них вели литературную и общественно-политическую борьбу. Среди эпиграмматистов А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский, С. А. Соболевский, П. А. Вяземский. В середине девятнадцатого века произошло отступление жанра на II план, а вот сатирический контекст по-прежнему в ходу и распространен.