Боб Дилан не первый лирик, выигравший Нобелевскую премию

Боб Дилан получил Нобелевскую премию 2016 года по литературе. Это редко для музыкантов, которые достигли широко распространенной популярности, чтобы победить. И хотя Нобелевские премии часто отдают американцев, последним литературным призом для них стал Тони Моррисон в 1993 году. Более того, согласно The New York Times, «это первый раз, когда честь оказана музыканту». Но, как сказал Боб Дилан: «Временами они ошибаются».

Бенгальский ренессанс

Бенгальский литературный гигант, который, вероятно, написал еще больше песен, предшествовал победе Дилана более чем на столетие. Рабиндранат Тагор, дико талантливый индийский поэт, художник и музыкант, получил приз в 1913 году. Тагор, первый музыкант (и первый неевропейский), получивший Нобелевскую премию по литературе, обладал артистизмом и длительным влиянием, которое отражало творчество Дилана. Тагор родился в 1861 году в богатой семье и был постоянным жителем Бенгалии, восточно-индийского штата, столицей которого является Калькутта (ранее Калькутта). Тагор был рожден до изобретения кино, он был увлеченным наблюдателем появления Индии в современную эпоху; большая часть его работы была под влиянием новых средств массовой информации и других культур. Как и Дилан, Тагор был в основном самоучкой. И оба были связаны с ненасильственными социальными изменениями. Тагор был сторонником независимости Индии и другом Махатмы Ганди, в то время как Дилан написал большую часть саундтрека к протестному движению 1960-х годов. Каждый был талантливым художником: писателем, музыкантом, визуальным художником и композитором фильма. (Дилан также режиссер.)

Музыкальная икона в Индии

Нобелевский сайт утверждает, что Тагор, хотя он писал во многих жанрах, был главным образом поэтом, который опубликовал более 50 томов стихов, а также пьес, коротких рассказов и романов. Музыка Тагора не упоминается до последнего предложения, в котором говорится, что художник «также оставил… песни, для которых он сам написал музыку», как будто это любимое произведение было не более чем запоздалой мыслью. Но с более чем 2000 песен к его имени, выход музыки Тагора в одиночку чрезвычайно впечатляет. Многие из них продолжают использоваться в фильмах, в то время как три его песни были выбраны в качестве национальных гимнов Индией, Бангладеш и Шри-Ланкой, что является беспрецедентным достижением. Сегодня значение Тагора как автора песен неоспоримо. Поиск на YouTube песен Тагора с использованием поискового термина «Рабиндра Сангит» (бенгальский «песни Тагора») дает около 234 000 просмотров.

Хотя Тагор был и остается музыкальной иконой в Индии, этот аспект его работы не был признан на Западе. Возможно, по этой причине музыка, по-видимому, не имела большого или какого-либо влияния на Нобелевский комитет 1913 года, о чем свидетельствует выступление председателя комитета Харальда Хярне. На самом деле, слово «музыка» никогда не используется в объявлении приза. Примечательно, однако, что Хьярне говорит, что работа Тагора, которая «особенно привлекла внимание критиков, является сборником стихов 1912 года.