Гийом Аполлинер считается одной из самых важных литературных фигур начала двадцатого века. Его короткая карьера повлияла на развитие таких художественных движений, как футуризм, кубизм, дадаизм и сюрреализм, а легенда о его личности стала образцом авангардной депортации. Хотя некоторые критики не решаются причислить его к величайшим писателям века, наследие Аполлинера востребовано такими важными литературными новаторами, как Филипп Супо, Луи Арагон, Жан Кокто и Гертруда Штайн.
Манифест современного искусства
Согласно большинству источников, Аполлинер родился в Риме, незаконнорожденный сын польской женщины и неопознанного мужчины, - есть предположение, что его отец мог быть итальянским офицером, прелатом или даже кардиналом в Церкви; его друзья, в частности Пабло Пикассо, любили шутить, что Аполлинер был сыном самого Папы. Большую часть своей юности он провел в путешествиях по Европе, в результате чего у него сложились космополитические взгляды и увлечение разнообразием культур и областей исследований. К восемнадцати годам Аполлинер окончил школу и поселился в Париже. Получив работу в качестве банковского клерка, он подружился и стал активным сторонником художников-авангардистов, в том числе Пикассо, Жоржа Брака, Анри Руссо и Марселя Дюшана. Аполлинер никогда не был связан исключительно с какой-либо группой или школой, но, по-видимому, был сторонником всех современных художников. Был заинтригован и склонен ассоциироваться с теми, кто казался бросающим вызов или противостоял буржуазному обществу; эта склонность, вероятно, привела к его шестидневному тюремному заключению в 1911 году, когда его ошибочно подозревали в связи с кражей Моны Лизы. В 1914 году он присоединился к французской армии, добровольно приняв участие в защите своей приемной страны во время Первой мировой войны. В 1917 году Аполлинер прочитал лекцию «L'esprit nouveau et les poetes», манифест современного искусства, в котором он призвал к чистому изобретательству и полной сдаче вдохновения. Аполлинер, ослабленный раной, от которой он так и не полностью выздоровел, умер от гриппа за два дня до Дня перемирия.
Изменить мир с помощью языка
Самые ранние публикации Аполлинера, сборники предопределяют его последующую работу в их экстравагантном использовании воображения. Фантастические персонажи и ситуации, изображенные в этих историях, сигнализируют об отказе Аполлинера от реалистических и натуралистических подходов к письму, которые, как он полагал, накладывали произвольные ограничения на видение писателя. Однако, в отличие от символистов, чьи работы намеренно игнорировали повседневную реальность, работы Аполлинера демонстрируют серьезную попытку противостоять и преобразовать мировой опыт в его разнообразии - от кризисов и радостей личной эмоциональной жизни до технологических достижений и трагедий войны. Как заметила Анна Балакян, целью Аполлинера было «изменить мир с помощью языка». Среди других его художественных произведений роман «Поэт-убийца» представляет тему поэта как создателя новых миров - роль, которую сам Аполлинер взял на себя в своих основных произведениях - сборниках стихов.