Что такое абсурд в литературе?

Литература абсурда – это особенный стиль, сложившийся в написании текста. Если пытаться описать ее, то на лицо отсутствие причинно-следственных связей, акцентирование внимания на бессмысленности бытия человека и преувеличенная демонстрация нелепости.

Отвечая на вопрос «Что такое?», у абсурда в литературе есть свои характерные черты, которые могут быть указаны в следующем перечислении:

• Демонстрация бессмысленности;

• Нелепость;

• Парадоксальность;

• Комизм всех условностей, сложившихся в жизни (то же самое можно сказать про законы, правила).

Каждый автор прибегает к своим собственным средствам, чтобы продемонстрировать все вышеперечисленные качества в тексте. Одни играют с логическими значениями, другие внедряют в текст описания механистичности, третьи рассказывают о бесцельности существования человека, а четвертые обличают недопонимания между обществом и человеком. В литературе абсурда затрагивают разные проблемы (социум, ценности культуры, тоталитаризм и т.д.).

Так что такое абсурд в литературе на Западе?

Надо обратиться к творчеству Э. Лира, который работал в этом жанре. Если он менее известная личности, то уж Л. Кэрролл, написавший книгу «Алиса в стране чудес», все-таки более знаменит. Также представителями этого направления в литературе считаются Ф. Кафка, С. Беккет, Э. Ионеско. У А. Чехова есть первоистоки жанра, но без близости к экзистенциализму. О своем преклонении перед жанром говорил и А. Камю (писатель-француз).

Русская литература

Абсурдизм существовал и в русской литературе. Его родоначальники – обэриуты (Д. Хармс, А. Введенский, Н. Олейников). Они написали манифест, построив его текст с помощью речевых и языковых аномалий, допустив ошибки в орфографии, поражая всех отсутствием логики и т.д. Всем были известны четыре значения предмета, а вот «пятое» провозгласили обэриуты. «Пятое значение» определяет сам факт существования предмета, обеспечивая полную свободу от всех условностей. Слово – предмет и наоборот.

Важный принцип в поэтике – релятивность. Этот принцип состоит в том, что каждый новый фрагмент – опровержение для предыдущего, не происходит изъятие опровергаемого элемента из текста. У Хармса есть рассказ – «Четвероногая ворона», который раскрывает смысл принципа уже в самом начале.

И сегодня абсурдизм развивается. Он присутствует в творчестве у Т. Теллегена, С. Мрожека, М. Волохов и т.д.